К списку публикаций


22 Сентября

Защитится от эктопаразитов

Перспективы в борьбе с эктопаразитами крупного рогатого скота


ДИАНА ФЕЩЕНКО, канд. вет. наук Полесский национальный университет


Соавтор: Оксана Дубова, канд. вет. Наук 



Эктопаразиты крупного рогатого скота являются нежелательными, но все еще постоянными членами агроценозов животноводческих хозяйств во всем мире. Несмотря на современный уровень организации молочных комплексов, паразитические насекомые молниеносно и активно поражают поголовье коров при малейшем несоблюдении графика инсектицидных лечебно-профилактических мероприятий. Подобная ситуация еще более характерна для хозяйств мясной специализации за содержание животных на открытом пространстве, учитывая благоприятные и крылатые насекомые сезонные климатические условия нашей страны. Проблема паразитарных болезней КРС (протозоозов, гельминтозов и арахноэнтомозов) не исчезла даже в экономически развитых странах (США, ЕС), государствах дальневосточного региона (Южная Корея, Тайвань). И если локальную ситуацию по гельминтозам в хозяйствах можно контролировать благодаря ограниченному количеству географически актуальных родов возбудителей и отработанной эффективной схеме дегельминтизации, то борьба с членистоногими иногда оказывается в разы сложнее. Многочисленные роды двукрылых (среди которых мухи, комары, мошки, москиты, слепни, оводы), группа бескрылых насекомых-эктопаразитов (вши, волосоеды), а также представители семейства чесоточных клещей создают постоянную круглогодичную инвазионную напряженность.

Поражение скота эктопаразитами (в том числе волосоедами, личинками оводов) помимо косметических проблем с кожей значительно сказывается на состоянии здоровья всего организма. Длительный латентный характер этих заболеваний приводит к несвоевременному применению необходимых лечебных мер, что затрудняет общий патогенез и проявляется в существенном снижении мясной и молочной продуктивности животных. Так, телята на откорме, пораженные волосоедами Bovicola bovis, теряют до 40% темпа прироста живого веса, а у дойных коров по той же причине на 25–50% снижается надежда, молоко становится менее жирным. У коров на ранних сроках стельности под влиянием эктопаразитов возможны аборты. Активная инвазия в последнем триместре может послужить причиной возникновения патологий отела. Кроме того, у всех без исключения эктопаразитозов в патогенезе прослеживается механизм действия так называемой паразитарной квинты — механического, трофического, инокуляторного, аллергического и токсического воздействия возбудителя на макроорганизм хозяина. Такое разнонаправленное действие паразитов приводит к значительным патологическим сдвигам гематологических показателей, снижению уровня гуморального иммунитета (в частности вследствие дефицита β-глобулинов), повышенной восприимчивости к вирусной и бактериальной инфекции. Доказано, что длительный контакт паразитических насекомых с организмом животных может стать толчком к нарушению метаболизма. И наоборот, клиническая интенсификация энтомоз иногда сигнализирует о наличии другого основного заболевания. К примеру, острый весенний бовикольоз может оказаться следствием микроэлементозной недостаточности, задержавшей сезонную линьку, что создало благоприятные условия для активного размножения волосоидов на коже коров. Разумеется, подобные системные проявления энтомозных инвазий отражаются в общем экономическом балансе животноводческих хозяйств. Снижение сортности и недополучение молока (до 200 л от коровы за лактацию), уменьшение количества мяса (до 18 кг с одной туши), ухудшение качества шкур (до 8%) составляют лишь самый очевидный финансовый ущерб от паразитических насекомых. Менее очевидны падение эффективности противоэпизоотических мер, проблемы репродуктологии, нерациональное использование кормов. В целом, по данным FAO/ВОЗ, ежегодный мировой ущерб от эктопаразитов достигает 7 млрд долларов. Таким образом, понятно, что затраты на инсектициды в рамках лечебно-профилактических мероприятий абсолютно оправданы как с ветеринарно-санитарной, так и из экономической позиции.


Методы борьбы 

Для борьбы с паразитическими насекомыми в современный арсенал животноводов входят множество разнообразных механических, физических, химических и биологических методов. Однако не все они доступны для широкого применения из-за стоимости, трудоемкости, узкого диапазона спектра противопаразитарного действия и т.д. Кроме того, следует учитывать, что полностью ликвидировать эктопаразиты (тем более разовой обработкой животных) в масштабах одного хозяйства или даже целого региона невозможно. На местном уровне реально достичь стабильного контроля над эктопаразитом КРС. Распространенным способом уничтожения крылатых насекомых в условиях скотоводческих хозяйств является применение инсектицидов контактного действия, ядовитых приманок или фумигаторов. Для непосредственной защиты КРС от эктопаразитов современная ветеринарная фармация предлагает инсектициды и репелленты, которые могут быть нанесены spot-on, pur-on или предназначены для инъекций. Так, для поверхностной обработки волосяного покрова коров против вшей и волосоидов украинский потребитель может найти препараты, разработанные в форме:

• аэрозолей (д. р. – дельтаметрин, тетраметрин, эсбиотрин);

• пудр (д. р. – альфациперметрин; д. р. – дельтаметрин);

• растворов для купания (д.р. – трансмикс, тетраметрин) или втирания в кожу (д.р. – альфациперметрин, пиперонила бутоксид).

В выборе инсектицидов этих групп для обработки КРС следует взвесить сильные и слабые стороны методов наружной санации волосяного покрова (мелкокропельного опрыскивания, опудрения, купания или втирания) перед инъекционными препаратами макроциклических лактонов. Если речь идет об обработке небольшого поголовья (20-30 животных), то применение аэрозолей или препаратов spoton/pur-on не потребует много времени (как инъекции макроциклических лактонов). В случае большого хозяйства приоритет будет на стороне эргономики инъекционной терапии. Противоразитарная эффективность купочных дезинсекций — показатель многомерный и зависит от химико-фармацевтических параметров выбранного препарата, состояния волосяного покрова животного на момент обработки, условий купания (температуры водной эмульсии, качества смачивания кожи и т.п.). В летнее время результат инсектицидных обработок puron может существенно снижаться, если животные попадут под дождь – защитный слой смоется с поверхности кожи. Таким образом, инъекционные обработки имеют меньшее количество субъективных факторов, влияющих на фактическую гибель эктопаразитов. Не следует забывать и о возможных индивидуальных случаях возникновения spot-on, pur-on аллергических дерматитов, как реакции организма коров на применение контактных инсектицидов.


Эволюция препаратов 

С самого начала, еще со времен полыни и розмарина (исторических универсальных инсектицидов), препараты против эктопаразитов применялись снаружи. Свой апогей этот подход приобрел в середине ХХ в., когда были синтезированы различные фосфорорганические соединения (ФОС - хлорофос, карбофос, циодрин, диазинон и другие), от большинства из них вскоре отказались из-за высокой токсичности для животных и окружающей среды. Опасные ФОС с 1970-х годов изменили пиретроиды (перметрин, дельтаметрин, циперметрин и т.п.), которые при высоких инсектицидных показателях мало токсичны для млекопитающих и обладают достаточной экологической безопасностью. Многие из современных препаратов против эктопаразитов созданы на базе синтетических пиретроидов 2-го и 3-го поколений. Однако с уверенностью можно сказать, что начиная с 1980-х гг. наступила эра макроциклических лактонов. К ним относятся: природные авермектины (абамектин, дорамектин), синтезированные грибком Streptomyces avermitilis, близкие по структуре милбемицины (моксидектин и милбемицин оксим) и их полусинтетические производные (ивермектин, селамектин). Все эти вещества обладают широким спектром антипаразитарного действия (эффективны против насекомых, клещей и нематод) даже при низкой терапевтической дозировке (0,2–0,3 мг/кг), длительно не накапливаются в органах и тканях продуктивных животных, но некоторое время выводятся из молоком. В коже авермектины распространяются горизонтально, но не глубже базальной мембраны, обеспечивая таким образом надежную защиту от эктопаразитов. Механизм действия макроциклических лактонов основан на изменении потенциала действия нейронов насекомых с последующим летальным параличом членистоногих.





Современное решение 

В настоящее время наибольшее распространение среди макроциклических лактонов на рынке Украины получили ивермектин и дорамектин. Оба вещества имеют подтвержденную стабильную высокую эффективность против всех видов эктопаразитов КРС, а также против чесоточных клещей и нематод. Есть данные, что дорамектин имеет некоторое преимущество перед ивермектином относительно более длительной терапевтической эффективности и меньшего количества побочных эффектов (Lifschitz et al., 1997). Дорамектин при большей, чем у ивермектина, молекулярной массе, более низком клиренсе и объеме распределения имеет лучшую биодоступность. Это позволяет ему дольше храниться в тканях и обеспечивать длительный противопаразитарный эффект. С тем и период каренции также растет, что следует учитывать в использовании дойных коров или в предубойный период. Вместе с тем пролонгация действия является большим преимуществом при применении его животным на откорме или молодняке. К существенным недостаткам ивермектина могут относиться физическая вязкость его инъекционных форм на базе растворителей глицероформаль, пропиленгликоль и поливинилпирролидон, что часто приводит к развитию воспалительной реакции в месте введения. При разработке современных препаратов на основе дорамектина этих побочных явлений удалось избежать, сохранив высокую терапевтическую эффективность действующего вещества. Таким образом, современный фармацевтический рынок готов предоставить широкий выбор актуальных инсектицидных препаратов (в том числе широкого противопаразитарного спектра действия) в соответствии с индивидуальными потребностями каждого владельца КРС.



Надежда Орлова,

ООО «Ветсинтез», врач ветеринарной медицины

— Важно понимать, что плановые превентивные обработки крупного рогатого скота против эктопаразитов, а также нематод экономически обоснованны. Профилактические мероприятия сохраняют в норме многие физиологические показатели здоровья животных, в частности привес телят, нетел, нормальный иммунный ответ на вакцинацию, показатели конверсии корма, а также уменьшают контаминацию пастбищ яйцами гельминтов, предотвращая повторное заражение. Дорамектин был впервые открыт в 1993 году. По параметрам безопасности можно сказать, что превышение дозы дорамектина в 25 раз у взрослых животных и 3-кратное превышение дозы для телят не влечет за собой развитие интоксикации и не влечет отрицательных последствий для организма. Подкожная инъекция препаратов дорамектина обеспечивает значительно более высокий уровень контроля, чем купание, обливание с терапевтической эффективностью 99,8% (Gonzales et al. (1993)). В общем, инъекционная обработка КРС — это гарантия того, что каждое животное своевременно получило нужную дозу препарата, что позволяет контролировать паразитарные заболевания в хозяйстве.